Новости
« Вернуться к списку 04/07/2006
Цены на газ будут ?убивать? целые города. Есть ли выход?

     О том как новые тарифы на голубое топливо ударят по карману пересичного украинца было написано уже немало. Но повышение оплаты услуг ЖКХ ? это лишь вершина айсберга. Повышение затронет все сферы нашей жизни, провоцируя инфляцию и сопровождающие ее прелести. Но как ни странно не всех украинцев волнует предстоящая метаморфоза в экономике страны. Парадоксальность ситуации проявилась, когда профсоюзы вывели людей на площади городов, среди которых практически не было представителей западной Украины. И это случилось отнюдь не по политическим мотивам и не потому, что на западной Украине поддерживают повышение тарифов, а потому как повышение цен на газ ?бьет?, прежде всего, по промышленному Востоку. Ставится под угрозу не только обогрев жилища зимой, но и место работы ? для многих городов с единственными градообразующими предприятиями ? единственный способ к существованию.

Когда перед угрозой разорения оказывается ваш сосед, то его жаль и на его примере учат детей, а когда перед такой угрозой оказывается единственный работающий завод в городе ? это катастрофа для каждого. И таких городов в Донецкой и Луганской областях немало. Крупные промышленные гиганты, такие как ?ДМЗ?, ?ММК им. Ильича?, ?Запорожсталь?, закупают новые агрегаты, снижающие потребление газа или замещающие его более дешевыми видами топлива. Но даже ММК им. Ильича скрывает стоимость подобных новинок техники, намекая, что окупятся новые установки за 5-6 лет. Естественно далеко не каждое предприятие может позволить себе подобную роскошь. А значит, их руководители должны искать другие выходы из ситуации, потому как за ними не просто работники предприятия, а целый город со своими трудностями и проблемами.

Харцызский трубный избежал подобной делемы благодаря своим мощностям и монополизации рынка, поэтому может позволить себе модернизацию производства, направленную не только на энергосберегающий эффект, но и на повышение качества продукции. В более сложном положении окажется Зуевский энергомеханический завод. Являясь градообразующим предприятием, завод не может сокращать штат работников и уменьшать зарплаты, а вынужден искать другие варианты выхода из сложившейся ситуации.

По словам главного экономиста ЗЭМЗ Сапроновой Людмилы, завод потребляет 1 млн. киловатт электроэнергии в месяц и поэтому повышение ее стоимости хотя бы на 1 копейку влечет за собой убытки в 10 тыс. грн. ежемесячно. Так, с июня прошлого года цены повышались не единожды, и завод несет убытки на 470 тысяч грн. только из-за повышения стоимости электроэнергии. За этот год не менее активно повышались цены на газ и бензин, что тоже способствует образованию убытков на предприятии. По общей логике повышение цены должно быть заложено в стоимость продукции. Но особенности производственного цикла завода, работающего по долгосрочным контрактам преимущественно с зарубежными клиентами, не позволяют поднимать цены так же быстро как и правительство Украины.

Энергосберегающими технологиями для завода могла бы стать замена старого оборудования на более современное. Теперь осуществить планы завода на постепенное обновление производственных мощностей будет гораздо сложнее, т.к. предусмотренные на это средства будут направляться на оплату электроэнергии и газа.

Таким образом, судьба завода и целого города ставиться под удар простым повышением тарифов на голубое топливо. И так происходит не только в Зугресе, но и во многих городах промышленного Донбасса.

Но руководство ЗЭМЗ уверено, что выход из сложившейся ситуации есть. Привлечение новых крупных зарубежных и отечественных контрактов, оптимизация производительности труда, а также элементарная экономия. Эти методы может и не настолько прогрессивны как введение энергосберегающих технологий, но являются хорошей альтернативой сокращениям и бесплатным отпускам.

Жители Зугреса все еще помнят о сложных годах упадка, мизерных зарплатах и массовых сокращениях. Возродившись как Феникс из пепла, ЗЭМЗ готов бороться за восстановленное производство, профессиональных работников и судьбу всего Зугреса. В этой борьбе заводу помогают не только рабочие, которые стараются экономить значительно подорожавшую электроэнергию, но и партнеры, коллеги ? донецкий ?Завод Коксохимоборудование? (ЗКХО), готовый поделиться опытом и методами решений. Столкнувшись с аналогичными проблемами в Донецке, завод ?Коксохимоборудование? предложил в качестве выхода из ситуации ? увеличение оборотных средств предприятия, позволяющих более активно внедрять новшества в процесс производства.

Имея больше свободных денег, предприятие приобретает возможность не только модернизировать производство, но и участвовать в большем количестве тендеров (Для участия в тендере на крупный контракт предприятие обязано предоставить в залог немалые суммы, чтобы подтвердить серьезность своих намерений ? авт.). Увеличить оборотные средства, а попросту количество денег на счетах, можно не за счет дорогостоящих кредитов в банке (что делалось ранее), а за счет привлечения предоплаты за контракты. Так два машиностроительных предприятия объединились в поисках большого контракта с надежными заказчиками.

Справка: ОАО ?Завод коксохимоборудование? (г. Донецк) специализируется на изготовлении запасных частей и оборудования для капитального строительства и реконструкции коксовых батарей, а также другого оборудования для коксохимзаводов. Полувековой опыт в производстве нестандартного оборудования и запасных частей, высококвалифицированные кадры и обновленная производственно-техническая база позволили заводу выйти на новый уровень и занять достойные позиции на рынке оборудования для отечественных и зарубежных КХЗ.

Первые шаги к преодолению кризиса уже сделаны: ЗКХО пригласил Зуевский энергомеханический завод участвовать в реализации крупного проекта по поставке трех подъемников на установки сухого тушения кокса (УСТК) для Алчевского коксохимзавода. УСТК по принципу своего действия являются энергосберегающей технологией для коксохимов и для Украины в новинку. До сих пор отечественные коксохимзаводы тушили кокс водой, не используя выделяющуюся при его остывании энергию. Но недавно на Авдеевском КХЗ появилась первая УСТК, позволяющая при тушении кокса вырабатывать электроэнергию не только для нужд предприятия, но и для продажи.

?Новой? эту технологию можно назвать весьма условно, т.к. она уже давно применяется за рубежом и в том числе в России. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: отечественная промышленность теперь вынуждена внедрять подобные технологии, иначе рискует постоянно балансировать на грани выживания. А Укркокс настоятельно порекомендовал всем коксохимам Украины обзавестить установками сухого тушения кокса. Таким образом, первая совместная поставка донецкого завода ?Коксохимоборудование? и ЗЭМЗ подъемников УСТК на Алчевский КХЗ ? только первый шаг на пути к освоению рынка, ведь в Украине 14 КХЗ и всем им нужны подобные установки.

Будучи давними партнерами, донецкий завод ?Коксохимоборудование? и ЗЭМЗ имеют большой опыт совместной продуктивной работы. Треть загрузки мощностей Зуевского энергомеханического обеспечивает донецкий партнер. Стоимость заказа оценивается в сумму порядка ??? млн. грн. Так, ЗЭМЗ может быть обеспечен работой на ближайшие несколько лет, а его сотрудники могут не волноваться за свои рабочие места.

В планах обоих предприятий значится еще ряд совместных проектов, в том числе и по оптимизации производственных процессов на ЗЭМЗ, но это уже другая история?

Главное, что несмотря на все испытания, выпавшие на долю украинской промышленности, донецкий характер не позволяет дать слабинку и промышленный Восток как всегда держит удар. Поэтому регулярные повышения цен на энергоснабжение для предприятий не позволяют расслабляться, а стимулируют искать и внедрять новые способы, технологии. Как говорится, ?друзья познаются в беде?, а надежность и искренность партнера можно проверить только в период кризиса. Но по-прежнему хочется верить, а не проверять и жить без кризисов, а не выживать и мужественно преодолевать препятствия.





Родина

Главная       Новости       Продукция       Производство       Вакансии       История       Отзывы       Контакты