Новости
« Вернуться к списку 14/08/2008
Морской путь угля

     По данным Украинской научно-промышленной ассоциации ?Укркокс?, в 2008 году под производственную программу металлургических предприятий Украины потребуется около 19,6 млн. тонн кокса, а для этого необходимо 28 млн. тонн угольного концентрата. Однако Украина в 2008 году произведет не более 17 млн. тонн коксующегося угольного концентрата, то есть дефицит составит 11 млн. тонн.

До недавнего времени дефицит коксующегося угля решался за счет импорта из России, но в последнее время российские партнеры снижают объемы поставок в Украину. Более того, эта тенденция обещает не просто усилиться, но и привести к полному прекращению ввоза коксующегося угля из России.

Как известно, в конце июля премьер-министр РФ Владимир Путин обрушился с резкой критикой в адрес ?Мечела?, одного из крупнейших российских производителей и экспортеров коксующихся углей. Недовольство главы правительства России вызвали поставки сырья на экспорт. Заявление Путина заставило аналитиков прогнозировать массовый срыв ранее достигнутых договоренностей на поставки российских коксующихся углей в Украину.

Другой вариант развития ситуации ? резкое повышение цены на российский уголь для покупателей за пределами РФ.

Россия и без того держит украинскую промышленность на ?коротком газовом поводке?. Теперь появилась угроза возникновения еще одного рычага давления на производителей Украины ? угольного. Чем будет грозить такое развитие событий, предугадать несложно ? нарушения в работе ГМК могут привести к падению ВВП и снижению доходов в бюджет государства, что неизбежно ощутит на себе каждый житель Украины. Ведь горно-металлургический комплекс является бюджетообразующим, причем не для какого-то конкретного региона, а для всей страны.

Кризис с обеспечением украинской металлургии стратегическим сырьем заставил и Министерство промышленной политики Украины, и Министерство охраны окружающей природной среды, и ?Укркокс? сделать вывод о необходимости увеличения импорта коксующихся углей из стран дальнего зарубежья. Речь идет о морском пути. Как известно, крупнейшими экспортерами коксующегося угля являются Австралия, США, Канада и Китай ? страны, доставить грузы из которых можно только по морю. Кроме того, этот способ доставки сырья признан наиболее экологически безопасным.

Доставка угля морским путем экономически целесообразна лишь в том случае, если будет осуществляться судами дедвейтом более 100 000 тонн. Но ситуация осложняется тем, что в Украине просто нет портов, способных принимать суда такого тоннажа! Порт Южный способен принимать суда до 100 000 тонн, но он ориентирован скорее на экспорт и перегружен. Отсутствие портов ставит под вопрос регулярное снабжение промышленности дефицитным сырьем. Очевидна необходимость скорейшего строительства новых перегрузочных комплексов в других регионах, где можно максимально использовать природные глубины, ландшафт, логистические возможности, а также естественные условия экологической безопасности. Одним из таких перспективных портов может стать Севастополь.

Заместитель главы секретариата Президента Александр Чалый считает Севастополь ?фактически единственным глубоководным портом, который может стать стратегическим и логистическим пунктом глобальной торговли по линии ?Глобальный мир?Евразия?. Однако промышленники пока не спешат вкладывать деньги в развитие портовой инфраструктуры региона. На сегодняшний день о проекте строительства современного перегрузочного комплекса в Севастополе заявила только стивидорная компания ?Авлита?. Между тем промышленность Севастополя, состоящая из предприятий военно-промышленного комплекса, обслуживавшего Военно-морской флот СССР, его портовая инфраструктура простаивают в ожидании инвестиций, которые не только смогут оживить севастопольский порт, создать современные, высокотехнологические, экологически безопасные комплексы перевалки грузов, но и обеспечить рост на перспективу всей отечественной промышленности.





Голос Украины

Главная       Новости       Продукция       Производство       Вакансии       История       Отзывы       Контакты