Новости
« Вернуться к списку 20/10/2008
На рынке, как на войне

     На протяжении последних нескольких месяцев, когда в мире разворачивался масштабный экономический кризис, наше правительство уверяло общественность, что нам это не грозит, поскольку финансовая система государства пока еще слабо интегрирована в мировую. Оно сильно ошибалось. Сбой дала и неинтегрированная финансовая система, что выразилось, в частности, в катастрофе Проминвестбанка, и на три четверти встроенная в глобальную экономику украинская металлургия. Поскольку государственный мозг задействовал лишь первую сигнальную систему, соответствующей была и реакция. Загнанное в угол правительство принялось делать то, что умеет лучше всего - перераспределять. Девять месяцев промышленность, в том числе горно-металлургический комплекс (ГМК), дотировала две неэффективные государственные монополии - компании "Нафтогаз України" и "Укрзалізниця". На оставшиеся три месяца года тарифную повинность отменят. Проблема в том, что распределять вскоре будет нечего.

Взаимоотношения Государственной администрации железнодорожного транспорта с металлургическими компаниями абсурдны. Отменив рост тарифов на грузоперевозки для предприятий ГМК, "Укрзалізниця" сообщила, что намерена прекратить закупки вагонного литья на отечественном рынке. Госкомпания ведет переговоры с прямыми конкурентами отечественных сталеваров из России, Китая, Индии и Чехии. Вот уж правда: одной рукой даем, другой - забираем. Вдобавок "Укрзалізниця" объявила о сворачивании нескольких проектов, направленных на расширение возможностей перевозок. А значит, наметившееся в этом году отставание пропускной способности железнодорожного транспорта от потребностей народного хозяйства возрастет.

Руководитель "Индустриального Союза Донбасса" Сергей Тарута заявил о грядущем сокращении трети сотрудников на меткомбинатах. "Это не наша вина, мы просто не можем обеспечить этих людей зарплатой", - сказал Тарута, выступая на форуме под названием "Мировой финансовыйкризис: последствия и программа действий для Украины". В украинской металлургии задействовано около шестисот тысяч человек, а значит, уволят двести тысяч. Но это еще далеко не все. Массовое увольнение пройдет и в смежных отраслях. Если учесть кризис в строительстве и других секторах экономики, мы должны готовиться к безработице, исчисляемой миллионами, что станет тяжелейшим испытанием для всей государственной системы. А сама система занята совсем иным - дележом власти.

Между тем и металлурги ведут себя не совсем адекватно. Украина, один из крупнейших экспортеров стали, слабо представлена в международном металлургическом сообществе. Зависимые от внешнего рынка украинские металлурги ведут себя в нем как заезжие торговцы, не особенно стараясь выстраивать системные отношения с потребителями и партнерами. Членом Всемирной стальной ассоциации - организации, объединяющей почти всех заметных мировых производителей и лоббирующей интересы производителей на высоком уровне национальных правительств, является лишь одна компания из всех отечественных предприятий. Билет в элитную ложу стоит недорого - всего два цента. Именно столько с тонны выпускаемой стали платят все участники ассоциации. Но украинские бизнесмены предпочитают экономить не там, где нужно: не на руде или коксе, а на престиже и полезных контактах. Такое отношение к бизнесу может привести к тому, что в случае управленческого коллапса, когда заводы станут, а деньги на модернизацию кончатся, нынешние собственники предприятий не смогут даже продать их с выгодой для себя и отрасли. Закрывая старые заводы, Европа строила новые, более совершенные. А Украина пока может себе позволить лишь закрывать предприятия. На металлургическом рынке становится все теснее, и надо очень постараться, чтобы нас оттуда не выбросили.





Эксперт Украина

Главная       Новости       Продукция       Производство       Вакансии       История       Отзывы       Контакты