Новости
« Вернуться к списку 17/11/2008
Макроэкономический обзор

     На текущей неделе, Китай принял беспрецедентный комплекс мер на сумму почти в $600 млрд. для поддержания реального сектора экономики, в Украину пришел первый транш стабилизационного кредита от МВФ в объеме $4,5 млрд., а новые предложения Генри Полсона не спасли мировые фондовые рынки от падения.

В понедельник 10 ноября Государственный совет Китая, решил сыграть на опережение и чтобы приостановить или хотя бы максимально смягчить усиливающиеся кризисные явления в китайской экономике и не допустить массовой безработицы в стране, утвердил комплекс мер по стимулированию национального товаропроизводителя и расширению внутреннего спроса.

Для этих целей было принято решение выделить из государственных резервов 4 трлн. юаней ($586 млрд.), что эквивалентно пятой части ВВП Китая в 2007 г. и составляет около 80% всех государственных расходов страны за прошлый год.

Масштабный инвестиционный план китайского правительства рассчитан на два года до конца 2010 г. и предусматривает меры по снижению налогов, улучшению условий кредитования, развитию сельской инфраструктуры и транспортных сетей, улучшению экологии, поощрению китайских производителей, прежде всего малого и среднего бизнеса.

В рамках антикризисной программы будет проведена и давно уже назревавшая в стране реформа методики расчета НДС, в результате чего сумма налогов, выплачиваемых компаниями малого и среднего бизнеса, сократится на 120 млрд. юаней ($17,5 млрд.) в год.

Изменение принципов кредитования коммерческих банков, предусмотренное планом, должно будет обеспечить привлечение дополнительных инвестиций в сельское хозяйство, малый и средний бизнес, инновационные технологии, а также операции по слиянию и поглощению. В свою очередь предполагается, что китайский Центробанк (Народный банк Китая) для стимулирования кредитования продолжит курс на смягчение монетарной политики, снижая базовую процентную ставку в стране.

Планируется также что, власти Китая в течение двух лет дополнительно инвестируют 100 млрд. юаней ($14,6 млрд.) в национальное строительство, а в 2009 г. направят 20 млрд. юаней (около $3 млрд.) на восстановление районов, пострадавших от стихийных бедствий в провинции Сычуань в мае текущего года. Выделяемы дополнительные средства будут направлены, прежде всего, на строительство доступного жилья, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, защиту окружающей среды и технические инновации. Среди объектов инфраструктуры, куда будут инвестироваться государственные ресурсы, называются новые железные дороги, метро и аэропорты.

Поддержание темпов экономического роста стало приоритетом для правительства Китая, после того как спрос на экспорт из Китая в США и Европе значительно сократился, а расходы китайского бюджета не покрывали потребностей производителей.

На протяжении последних пяти кварталов в Китае замедляется рост ВВП: если еще в первом квартале 2008 г. прирост ВВП составлял 10,6%, то уже в третьем квартале впервые за шесть лет он упал ниже 10% и составил около 9%.

Основной причиной падения темпов экономического развития Китая стал общемировой финансовый кризис и значительное снижение потребления китайской продукции как внутри страны, так и на внешних рынках.

В условиях значительного сокращения потребления запасы на складах выросли до максимальных значений, и производственные компания вынуждены идти на существенное снижение производственных издержек, в том числе и на сокращение производств и увольнение персонала, а также в срочном порядке привлекать капитал для инновационной модернизации.

Не лучшие времена переживают и китайские банки, которые прекращают сотрудничество с иностранными банками, работающими в КНР, и активизируют действия по ужесточению условий или досрочному возврату потребительских займов.

В условиях ужесточения кредитно-финансовой дисциплины большие трудности с получением новых и пролонгацией старых кредитов испытывают и китайские промышленные предприятия. В итоге объем производства и экспорта большинства промышленных компаний находится на крайне низких отметках. В кризисе уже несколько кварталов находится и строительный бизнес, а большинство строительных компаний Китая были вынуждены заморозить строительство на своих объектах из-за дефицита финансирования и инвестиций.

По прогнозам независимых экспертов рост ВВП Китая в итоговом квартале года может снизиться до 7,5%, что станет самым низким показателем с 1990 г.

В будущем году китайская экономика при оптимистическом сценарии развития событий на финансовых и товарных рынках может показать рост на уровне 8%, а при неблагоприятном развитии событий темпы роста ВВП могут упасть и до 5% в год.

Украина на текущей неделе получила первый транш на сумму $4,5 млрд., в рамках полученной кредитной линии по программе stand-by из общего объема $16,4 млрд.

Данный кредит позволит несколько стабилизировать валютно-курсовой рынок в нашей стране до конца текущего года, удержав гривну в отношении к американской валюте в диапазоне 5,8-6,5 грн./$., а вот о росте ВВП в 2009 году на уровне даже 5% (как при пессимистическом прогнозе в Китае) можно будет только мечтать.

В настоящее время в Украине активно развивается очередная фаза экономического кризиса - производственная, когда стагнационные явления проявляются уже практически во всех сферах реального сектора экономики, деловая активность и объем производств резко падают, стимулируя существенное снижение издержек внутри компаний и провоцируя значительное сокращение персонала.

По данным Государственного комитета статистики в октябре промышленное производство в Украине снизилось на 7,6% по отношению к сентябрю. В частности, в добывающей промышленности рост производства в октябре снизился на 6,7% (за 10 мес. - рост 2,6%), в перерабатывающей промышленности темпы роста упали на 7,7% (за 10 мес. - рост 2,3%). При этом наибольшее падение зафиксировано в производстве кокса и нефтепереработке - 26,5% в октябре по отношению к сентябрю (за 10 мес. - падение 15,7%). В октябре также на 20,5% снизились объемы производства в металлургии (за 10 мес. - падение составило 3,6%).

В то же время в пищевой промышленности рост промпроизводства в октябре составил 19% (за 10 мес. - рост 0,4%), а легкая промышленность за октябрь увеличила темпы роста на 1,6%, однако за 10 мес. ее показатели снизились на 0,1%.

Всего за 10 мес. 2008 г. рост промпроизводства составил 2,2%, хотя еще по итогам 9 месяцев он составлял 5,1%.

По мнению руководителя группы советников главы Национального банка Украины (НБУ) Валерия Литвицкого, украинская экономика уже на треть находится в состоянии рецессии, причем три месяца в промышленности фиксируется спад и если такие тенденции сохранятся, то в начале первого квартала следующего года в Украине будет настоящий кризис в промышленности.

При этом, по его оценке, руководство страны запаздывает с реакцией на изменения в индустриальном секторе.

"Реакция на металлургические проблемы опоздала на полгода, на проблемы химии, легкой промышленности - как минимум на два месяц, нефтехимии - на год. Поэтому имеем то, что имеем", - подчеркнул В.Литвицкий.

Вместе с тем В. Литвицкий считает, что проблемы индустриального сектора связаны не только со снижением внешнего спроса: "Не стоит делать мировую конъюнктуру единственным объяснением проблемы. Все-таки экспорт вырос за девять месяцев на 60%. Скорее всего, дело в инвестициях: за полгода мы видим, что инвестиции выросли в три раза медленнее, чем в прошлом году".

Также в начале второй декады ноября Госкомстата обнародовал данные и по внешнеторговой деятельности Украины в сентябре и по итогам 9 месяцев.

В сентябре в Украине сохранился очень высокий негативный разрыв между экспортом и импортом, а отрицательное внешнеторговое сальдо за месяц составило $1,7 млрд.

В совокупности за январь-сентябрь 2008 года экспорт товаров составил $53 562,3 млн., импорт - $67 845,4 млн., внешнеторговые сделки проводились с партнерами из 215 стран мира, а отрицательное внешнеторговое сальдо достигло - $14 283,1 млн. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года экспорт увеличился на 50,1%, а импорт - на 60,2%.

Коэффициент покрытия экспортом импорта за 9 месяцев текущего года составил 0,79.

При этом на формирование отрицательного сальдо во внешней торговле повлияли, прежде всего, следующие товарные группы: энергетические материалы; нефть и продукты ее переработки (-$1,496 млрд.), наземные транспортные средства, кроме железнодорожных (-$8,276 млрд.) и механическое оборудование (-$4,912 млрд.).

До конца текущего года ежемесячное внешнеторговое отрицательное сальдо будет продолжать оставаться очень высоким для Украины.

Однако, в условиях кризиса и падения спроса на украинскую продукцию на мировых товарно-сырьевых рынках и ограничительных мероприятий правительства по сдерживанию некритического импорта в нашу страну, отрицательный разрыв между экспортом и импортом снизится с $1,7 млрд. в сентябре, до $1,1-$1,4 млрд. в заключительные месяцы года.

В целом по итогам года отрицательное внешнеторговое сальдо может составить $17,5-18,5 млрд., что станет очередным антирекордом для Украины.

Снижение темпов роста промышленного производства до 2,2% за десять месяцев, не станет минимальной планкой для текущего года. Уже по итогам одиннадцати месяцев темпы роста промпроизводства могут упасть ниже 1%, а к концу года скорей всего уйдут в минус на 1-2%, что практически сделают неосуществимым правительственный прогноз по росту ВВП в 2008 году на 6,8%.

В лучшем случае по итогам года рост ВВП составит 5-5,5%, в худшем может снизиться до уровня 3-4%, с перспективой падения темпов роста ВВП в 2009 году до 1-2%.

Однако даже такого роста можно будет достичь, только в случае мобилизации ресурсов страны для экстренной инвестиционно-финансовой поддержки украинских товаропроизводителей. В противном случае в 2009 году можно будет забыть не только о какой-либо финансовой стабильности на валютном рынке (хорошо, если гривна удержится на уровне 8 гривен по отношению к доллару) но и хоть каком-то позитивном росте украинской экономики.

Безусловно, в отсутствие в Украине стабилизационного фонда и необходимых для финансово-экономической безопасности золотовалютных запасов, рассчитывать о государственных инвестициях в отечественную экономику не то что на уровне 80% от размера национального ВВП (как это было сделано в Китае), но даже 10% (для Украины это около 100 млрд. грн.), практически не реально.

Тем не менее, чтобы окончательно не похоронить отечественное производство украинская власть просто обязана предусмотреть в бюджете хотя бы минимальный объем ресурсов для целевых государственных инвестиций и направить в условиях острейшего финансово-производственного кризиса в стране на поддержание украинской экономики не менее 4-5% средств от размера планируемого украинского ВВП.

Нарастающие негативные тенденции в экономики требуют срочной и объективной коррекции, как основных макроэкономических показателей, так и в целом государственного бюджета на следующий год.

Президент Украины в среду 12 ноября призвал правительство в течение двух недель внести на рассмотрение Верховной Рады новый проект государственного бюджета на 2009 г., который не должен быть популистским.

В. Ющенко настаивает, что в рамках нового госбюджета-2009 года должно быть профинансировано создание стабилизационного фонда с объемом эмиссии в 40-50 млрд. грн., причем не менее 10 млрд. грн. из этих средств должны быть направлены в экономику уже в первом квартале 2009 года. Президент считает, что источниками наполнения такого фонда должны стать приватизация и государственные ценные бумаги, а парламент призывает вернуться к рассмотрению государственной программы приватизации.

Для того чтобы удержать страну от мощного системного кризиса - стагнации в экономике и возрастающей социальной напряженности, украинским властям, вероятно, стоит взять на вооружение мировой и в частности китайский опыт и значительные внутренние, а также заемные ресурсы направить, прежде всего, на стимулирование базовых отраслей национальной экономики (экспорта ориентированные и бюджета образующие).

Не лишним будет в нынешних условиях также провести и налоговую реформу (прежде всего, навести порядок с тем же НДС).

Причем системные решения руководству страны необходимо принимать достаточно оперативно, что бы еще до конца года у Украины был четкий план, как выходить из кризисной ситуации и не допустить стагфляцию, подобную той, что была в нашей стране на заре ее независимости в начале 90-х годов.

Украинская экономика в следующем году будет требовать значительных кредитных и инвестиционных ресурсов, которые к тому же должны быть не дорогими и которое украинское правительство смогло бы оперативно выделить ведущим украинским отраслям.

В противном случае масштабный кризис в стране будет просто неизбежным и чтобы его разрешить потребуются значительно больше средств, чем те которые выделил МВФ на поддержание финансовой стабильности в нашей стране.

Вместе с тем очень важно не только в срочном порядке принимать политико- правовые решения, которые позволят, обеспечить страну необходимыми ресурсами (как заемными, так и инвестиционными), но и не допустить их последующего "разбазаривания" обеспечив жесткий контроль, за их целевым и эффективным использованием.

На мировых биржевых рынках на текущей неделе преобладал пессимизм, а фондовые индикаторы предпочитали в большей степени двигаться вниз. Плохая финансовая отчетность и слабые прогнозные данные производственных и сырьевых корпораций, а также финансовых учреждений, продолжают внушать серьезные опасения институциональным и частным инвесторам, что стимулирует дальнейшую распродажу акций компаний, испытывающих спад производства или значительные финансовые затруднения.

Не сумело удержать мировые фондовые рынки от падения и новая программа действий Министерства финансов США, озвученная его руководителем Генри Полсоном, по коррекции ранее утвержденного "плана спасения".

Финансовая администрация США, учитывая угрозу рецессии, решила внести изменения в распределение денег из спасительного фонда объемом в 700 млрд. долл.

По словам Г. Полсона, проводимая на протяжении месяца стратегия выкупа сомнительных ипотечных кредитов продемонстрировала свою низкую эффективность, поэтому в последующем деньги из фонда будут использоваться, как финансовые инъекции для банков, испытывающих финансовые проблемы. Кроме того, планируется оказывать помощь не только банковскому, но и другим секторам финансовой сферы (в частности будут стимулироваться выдачи ссуд под покупку автомобилей, студенческие кредиты, а также реструктуризироваться задолженность по кредитным карточкам).

По сути, американское правительство все в большей мере склоняется к принятию общемировой практике по оздоровлению национальной экономики, спасая, прежде всего, финансовую систему в том числе, по средством частичной национализации системных банков, а также инвестируя в реальный сектор экономики, а не выкупая обесценившиеся фондовые инструменты.

С начала ноября капитализация мировых фондовых рынков снизилась не меньше чем на $1-2 трлн., а наибольшее падение демонстрировал российский фондовый рынок, где падение за первую половину ноября составило по индексу ММВБ 15,5%, а по индексу РТС почти 20%.

Только в четверг, 13 ноября, при открытии торгов на ММВБ падение фондового индикатора, к результатам прошлого дня, составило свыше 15%, что вынудило российского финансового регулятора ФСФР запретить торги на ММВБ вплоть до 17 ноября.

Украинский биржевой рынок практически всю неделю также предпочитал придерживаться общемирового нисходящего тренда, однако его падение было не столь стремительным, как российских индикаторов.

За неполную неделю индекс ПФТС ушел вниз в среднем на 6%, а с начала ноября продолжает пока еще сохранять рост более чем в 6,5%.

Тем не менее, в условиях низко ликвидного и мало привлекательного для инвесторов фондового рынка Украины, на украинских биржах в настоящее время доминируют исключительно спекулятивные технологии и направление движения цен на бумаги в основном формируются ситуативными и очень краткосрочными торговыми циклами (один -три дня), а не какими-то фундаментальными факторами.

В условиях нарастающего экономического кризиса в нашей стране и не прогнозируемой политической ситуации в Украине в перспективе даже ближайших месяцев о какой-либо инвестиционной привлекательности нашей страны наверно можно только мечтать. Поэтому достаточно нелогично выглядит рост цен на украинские бумаги на биржах, в то время когда производственно-финансовые перспективы украинских предприятий - эмитентов данных бумаг, на ближайшие месяцы будут скорей всего весьма и весьма удручающими.



Олег Морква, гендиректор КУА "ИНЭКО-ИНВЕСТ"

По материалам сайта "УНИАН"

Главная       Новости       Продукция       Производство       Вакансии       История       Отзывы       Контакты